Приложение к письму
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 17.08.2016 г. № 3738
Методические рекомендации
по вопросам развития дополнительного образования для детей и организации воспитательного процесса в образовательных организация в 2016-2017 учебном году
Дополнительное образование детей – вид образования, направленный на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров, создания оптимальных условий для повышения качества дополнительного образования и воспитания детей и учащейся молодежи.
В Донецкой Народной Республике обеспечено правовое регулирование вопросов функционирования системы образования, всех ее уровней и подсистем, деятельности образовательных организаций разных типов и форм собственности, организации различных форм обучения. Особое внимание уделяется системе дополнительного образования детей и учащейся молодежи, которое рассматривается как сфера наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка, подростка, молодого человека на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего профессионального образования.
На сегодня в системе образования функционируют 79 организаций государственной и муниципальной формы собственности, в т.ч. 20 детско-юношеских спортивных школ. Дополнительным образованием детей охвачено более 59000 детей. Для детей работают кружки и творческие объединения художественно-эстетического, научно-технического, эколого-натуралистического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и других направлений.
Следует отметить, что сегодня кроме образовательно-воспитательной и развивающей, организации дополнительного образования удачно справляются с другими важными функциями, преимущественно социальной направленности. Государственная дополнительное образование - это шанс для развития детей из социально незащищенных категорий, которым крайне необходима поддержка и защита государства.
Кроме того, организации дополнительного образования детей остаются центрами всей организационно-массовой работы с детьми и молодежью, организациями, обеспечивающим их содержательный досуг, организаторами творческих конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, соревнований и т.п., т.е. мероприятий, где дети могут проявить свои способности и таланты.
В первом полугодии 2016 года приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 года за № 310 утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.
В рамках реализации Концепции развития дополнительного образования в первом полугодии 2016 года расширен перечень образовательных программ в сфере дополнительного образования детей, направленных на позитивную социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей.
В течение первого полугодия 2016 года совершенствовалась республиканская многоуровневая и вариативная система массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образовательной деятельности. Было проведено 90 массовых мероприятий (в том числе 13 Республиканских спортивных мероприятий по 9 видам спорта), в которых приняло участие около 17000 детей.
Данные методические рекомендации создаются с целью улучшения качества дополнительного образования и воспитания детей и учащейся молодежи, повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения продуктивного творческого поиска, выявления и внедрения лучших образов педагогической деятельности, выработки единых подходов, требований, норм к оценке результатов творческой деятельности обучающихся и профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных организаций.
Развитие дополнительного образования для детей в 2016-2017 учебном году
В новом учебном году организации дополнительного образования работают по учебным планам, которые составлены согласно рекомендациям Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (письмо МОН ДНР от 28.06.2016 г. № 2719 «О рекомендациях по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования в 2016-2017 учебном году»).
Обращаем внимание, что образовательные программы дополнительного образования для детей составляются согласно Требованиям, утвержденных приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392. Дополнительные образовательные программы рассматриваются педагогическим или методическим советом учреждения дополнительного образования и утверждаются директором учреждения дополнительного образования. Ответственность за содержание и реализацию дополнительной образовательной программы возлагается на автора-составителя данной программы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.
Учреждениям дополнительного образования следует уделить особое внимание методической работе. Основная цель методической работы учреждения дополнительного образования – создание условий для совершенствования личностно-профессионального уровня педагогов, формирования их педагогического мастерства и творчества.
На создание системы методической работы влияют следующие факторы:
• концептуальная модель развития учреждения;
• локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность;
• этап развития учреждения дополнительного образования (стабильное функционирование, режим развития, становление нового педагогического коллектива и др.);
• проблема, над решением которой работает учреждение;
• единая методическая тема (если учреждение работает в режиме развития);
• региональные особенности учреждения (республиканское, городское, районное, профильное, многопрофильное и др.);
• профессиональный уровень педагогов;
• морально-психологический климат в коллективе;
• наличие социально-педагогической и психологической службы;
• уровень и стиль управленческой деятельности;
• материально-техническая база.
Для успешного решения целей и задач методической работы педагоги объединяются в профессиональные методические формирования. В настоящее время в учреждениях образования действуют самые различные профессиональные формирования педагогов: методические объединения, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, ателье, мастерские, творческие и проблемные микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, лаборатории, кафедры, кружки качества, творческие союзы, психолого-педагогические консилиумы и так далее.
Наиболее распространенным в педагогической среде профессиональным формированием является методическое объединение. Этот вид педагогического сообщества позволяет объединиться педагогам одного конкретного направления (или смежных) для решения, в первую очередь, частнометодических проблем. Разумеется, в арсенале методических объединений есть и обсуждение современной нормативной базы и инструктивно-методической документации по общим вопросам развития системы дополнительного образования. Рассматриваются также и «вечные» общепедагогические проблемы.
Документация методического объединения:
• приказ директора об организации методической работы;
• положение о методическом объединении;
• функциональные обязанности руководителя и членов методического объединения;
• план работы методического объединения на учебный год;
• протоколы заседаний методического объединения;
• мониторинг профессионального роста педагогов;
• темы по самообразованию;
• банк инновационного опыта (приемы, методики, технологии);
• материалы по обобщению эффективного педагогического опыта;
• результаты внутреннего контроля (информационные и аналитические справки, сведения о профессиональных потребностях педагогов, полученные в результате анкетирования).
В мае-июле 2016 года согласно плану работы отдела дополнительного образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики с целью выполнения статьи 26 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» был проведен мониторинг информационного наполнения и обновления официальных сайтов учреждений дополнительного образования городов и районов. В результате проведенного мониторинга выявлено следующее.
Большинство учреждений дополнительного образования городов и районов не имеют функционирующих сайтов (некоторые учреждения имеют официальные страницы в ВКОНТАКТЕ). Отмечаем хорошее содержание официальных сайтов таких учреждений дополнительного образования, как Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр, Донецкий Республиканский Центр туризма и краеведения учащейся молодежи, Донецкий городской дворец детского и юношеского творчества, Макеевский городской дворец детского и юношеского творчества им. В.Г. Джарты, Торезский дворец детского и юношеского творчества «Юность».
Учитывая вышеизложенное, директорам учреждений дополнительного образования рекомендуется в сжатые сроки создать официальные сайты учреждений, повысить ответственность за информационное наполнение сайтов, осуществлять систематический контроль за своевременное обновление сайтов.
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики для практического использования в работе образовательных организаций рекомендует методические рекомендации, разработанные Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования, которые будут размещены на сайтах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
Для практической деятельности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки рекомендует следующей перечень документов:
- Дополнительная образовательная программа.
- План занятия. При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
- Индивидуальные образовательные маршруты (если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки).
- Журнал планирования и учета работы кружка.
- Заявление о приеме обучающихся в детское объединение от родителей обучающихся (законных представителей).
- Расписание занятий, оформленное как отдельный документ.
- Инструкции по технике безопасности во время учебных занятий и проведения массовых мероприятий.
- Копия должностной инструкции педагога дополнительного образования.
- Материалы по организации и проведению массовых мероприятий.
- План самообразования педагога дополнительного образования.
- Материалы обобщения педагогического опыта работы.
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Руководителям образовательных организаций следует обратить особое внимание на вопросы превентивного воспитания обучающихся.
Превентивное воспитание обеспечивается на законодательном уровне Законами Донецкой Народной Республики «Об образовании», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 905 от 15.12.2015 г. «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»,
№ 21 от 20.01.2016 г. «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся».
Педагогическим работникам общеобразовательных организаций при планировании воспитательной работы рекомендуется учесть мероприятия по профилактике экстремизма среди обучающихся (проведение родительских собраний по проблеме проявлений экстремизма; проведение классных часов на тему «Что такое экстремизм?», «Экстремистская организация. Противодействие экстремисткой деятельности»; выпуск информационных листов по вопросам противодействия экстремизму).
Планируя работу по указанному направлении, необходимо принять во внимание, что в течение прошлого учебного года несовершеннолетними или с их участием совершено 209 преступлений, 297 правонарушений.
Наибольшее количество детей состоящих на учете – 871 обучающихся общеобразовательных организаций, из них 53 человека состоят на учете в СДН, 818 – на внутришкольном учете.
Остается сложным вопрос о совершении детьми преступлений и правонарушений в стадии наркотического и алкогольного состояния. Процент таких обучающихся составляет 19% от общего количества совершенных преступлений.
Основными причинами совершения несовершеннолетними противоправных действий является недостаточный жизненный опыт, склонность к подражанию взрослых, не всегда положительное влияние на детей окружающей среды, попытки освободиться от опеки со стороны родителей, вера в безнаказанность, недостаточный уровень самокритичного отношения к собственным поступкам, ошибочная оценка сложных жизненных ситуаций, употребление спиртных напитков или наркотических веществ, бесконтрольность со стороны воспитателей и недостаточный уровень профилактической работы с несовершеннолетними и тому подобное.
Учитывая вышеизложенное, приоритетными направлениями в работе образовательных организаций остаются:
- внедрение просветительской деятельности, направленной на формирование негативного отношения к противоправным действиям, проведение недель правовых знаний;
-использование интерактивных педагогических технологий, в частности деловые и ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, общественных процессов и процедур, дискуссии, работа в малых группах на уроках правоведения и во внеклассной деятельности;
- принятие мер, направленных на повышение нравственности в обществе, правовой культуры граждан, утверждение здорового образа жизни;
-проведение мероприятий, направленных против проявлений экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости;
-внедрение новых педагогических коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса.
Формирование здорового образа жизни у детей и молодёжи
В образовательных организациях воспитание обучающихся осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь образовательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и государства.
Согласно Концепции формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) основными заданиями образовательных организаций являются:
- внедрение в образовательный процесс личностно ориентированной модели формирования у обучающихся здорового и ответственного образа жизни, умения принимать оптимальные решения по сохранению и укреплению собственного здоровья;
- совершенствование форм и методов формирования навыков здорового образа жизни;
- формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам.
Обучение здоровому образу жизни во всех возрастных труппах должно быть системным и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и осознание обучающимися здорового образа жизни как личной и социальной ценности.
Цели здоровьесберегающей педагогики с учетом возрастных особенностей психофизического развития детей и подростков:
- формирование здорового и безопасного образа жизни через заботливое отношения к собственному здоровью, здоровья других людей как наивысшей жизненной ценности на Земле (для детей 1-4 классов);
- создание условий для формирования здорового и активного образа жизни, увеличение подвижного режима общеобразовательной организации (для обучающихся 5 – 9 классов);
- работа с обучающимися 10-11 классов через систему ученического самоуправления (совет старшеклассников) по формированию здорового и ответственного образа жизни в школе.
Валеологическое просвещение формирующейся личности должно начинаться с начальной школы и осуществляться на протяжении всей дальнейшей учебы в школе:
I этап - формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей 1-4 классов, определяется уровнем развития ответственного отношения к самому себе и своему организму: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться и из потребности (хочу) быть здоровым, и из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; а также решимостью (буду) жить по природосообразным правилам и законам.
Критерии оценки здоровья
- для физического здоровья - я могу;
- для психического - я хочу;
- для социального - я должен.
II этап - формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 5 – 9 классов в первую очередь, определяется уровнем здоровья микросоциума, т.е. уровень здоровья определённой группы людей (семьи, друзей). Под этим понятием имеется в виду ближайшее, относительно постоянное окружение подростка - его семья, родственники, друзья, знакомые, с которыми она повседневно общается. Это круг общения, где подросток практически ежедневно пребывает, постоянно на него влияет своим поведением. Именно через ближайшее окружение прежде всего осуществляется позитивное и негативное влияние на образ жизни и здоровье.
Прежде чем говорить о ведении подростками здорового образа жизни, необходимо создать условия для эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, а именно внедрения комплексной методики, учитывающей психологические механизмы формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.
III этап - формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов происходит непосредственно через взаимодействие с определёнными формальными (общественными) и неформальными организациями, т.е. тот ближайший социум, где молодой человек пребывает продолжительный период своей жизни. Этот этап требует от педагогов целенаправленных и скоординированных усилий с другими социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни.
Для успешного закрепления формирующихся навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов важным является:
1) формирование у обучающихся валеологического мировоззрения, бережливого и заботливого отношения к собственному здоровью как наивысшей ценности и важному условию наиболее полной реализации потенциальных возможностей личности, гражданина Донецкой Народной Республики;
2) создание у обучающихся постоянных мотивационных установок на здоровый образ жизни как на одно из главных условий формирования, сохранения и укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья;
3) формирование у обучающихся осознания того, что человек является частью Природы и Космоса, от экологического состояния которых зависит жизнь на Земли и здоровье всего человечества и каждого детей и учащейся молодёжи в частности;
4) прививание навыков личной гигиены как важного компонента человеческой культуры и формирования личности;
5) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний, детского травматизма, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма;
6) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами первичной профилактики наиболее распространенных соматических заболеваний;
7) проведение полового воспитания обучающихся, ознакомление с принципами профилактики венерических заболеваний и СПИДА, беременности и абортов несовершеннолетних;
8) осуществление валеологического мониторинга физического развития обучающегося в течение всех лет учебы, профилактика респираторных инфекций, нарушений осанки и зрения обучающихся;
9) профилактика вредных привычек и борьба с ними;
10) возможность доступа к специальной информации по ЗОЖ: о важности достаточного объёма двигательной активности, сбалансированности питания, профилактике стрессогенных состояний, и других составляющих ЗОЖ, касающихся преимущественно не только физического и психического, а также социального и духовного здоровья.
Одним из главных критериев деятельности образовательных организаций должно быть осуществление такой политики, при которой родители чувствуют свою определяющую роль в делах ученического и педагогического коллективов.
Министерство рекомендует широко привлекать к образовательному процессу родительскую общественность, проводить Родительские форумы - открытые диалоги непосредственных детей с родителями для выработки общих взглядов на решение проблем в отношениях, где залогом понимания является попытка понять друг друга и сделать шаг навстречу.