18:53 Поэтическая мозаика «Давайте семейные ценности чтить. Читаем стихи вместе» | |
К году семьи было проведено мероприятие «Давайте семейные ценности чтить. Читаем стихи вместе». Для чего нужно читать стихи детям? Поэзия учит понимать литературу. Да, и прозу тоже. Изучение поэзии поможет в подростковом и взрослом возрасте разобраться со сложными текстами в прозе на русском языке. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы почему-то воспринимаются как средства художественной выразительности исключительно стихотворений. Вот что для этого нужно: Просто брать и читать, понемножку, но регулярно. Покупать или брать в библиотеке (не забывайте консультироваться, там работают специалисты, они подберут самое подходящее возрасту и склонности ребенка). А еще можно навестить антресоли у бабушки в – вдруг там завалялись тоненькие советские поэтические сборники с чудными иллюстрациями из серии «Детская библиотека». https://rutube.ru/video/8accbb6b3c7db410ffd591f0de5ab56b/ Объяснять непонятное. Иногда кажется, что классика с ее устаревшей лексикой и канувшими в лету понятиями настолько далека от наших детей, что и не подступиться. Иногда думаешь, что и так все понятно, чего тут объяснять. И то, и другое неверно: ребенок видит мир не как мы, при этом он готов впитывать и усваивать новое. Говорить о чувствах. Если читать стихи, «потому что надо», как принимать горькую микстуру, – полюбить их не получится. Это так не работает: формальность и торопливость не дружат с поэзией. Лучше прочитать одно стихотворение в неделю, но зато поговорить о нем: рассказать о своих чувствах, внимательно выслушать то, что чувствует ребенок. Идеально – если стихотворение соответствует времени года, погоде, настроению, событию. Так мы соединяем его с нашей жизнью и нашими чувствами непосредственно в этот момент. Учить то, что понравилось. Если не считать школьной программы, дети чаще всего учат стихи Деду Морозу. Стихи можно учить, например, в подарок бабушке или дедушке на день рождения. Можно учить, а потом записывать то, как ребенок декламирует, на видео: лет через 10 эта запись станет драгоценной. Главное – учить не спеша и осознанно. Дети – чуткие товарищи. Они еще не успели овладеть нашими взрослыми «суперсилами» – циничностью, черствостью, недоверчивостью. Они обязательно будут жалеть лермонтовских сосну и пальму, и старый утес, который покинула тучка золотая. Они проникнутся и «Школьником» Некрасова, и «Листопадом» Бунина, и сиянием снега в пушкинском «Зимнем утре». И уж тем более полюбят цикл «Сны» Введенского, «Иван Иваныч Самовар» Хармса, «Чудаков» Юрия Владимирова. Для них создают чудесные стихи современные поэты – Анастасия Орлова и Юлия Симбирская, Наталия Волкова и Артур Гиваргизов, Дарья Герасимова, Эдуард Шендерович и многие другие. Для них Марина Бородицкая перевела великолепные сказки Джулии Дональдскон – «Груффало», «Тимоти Скотт», «Человеткин», «Улитка и кит», а еще озорную историю Питера Бентли «Принц и Свинтус». Для них творили поэты старшего поколения – Михаил Яснов, Тим Собакин, Юнна Мориц, Георгий Ладонщиков, Юрий Кушак, Александр Кушнер, Валентин Берестов – всех не перечислить. Все это есть в библиотеках и книжных магазинах – бери, читай, учи, чувствуй. Находи то, что отзовется именно твоему сердцу. Несомненно, важно интеллектуальное развитие детей. И, конечно, сердце радуется, если твой ребенок сильный и ловкий, плавает, прыгает или делает идеальные па у хореографического станка. Но не менее важно, если вместе с растяжкой, быстрым устным счетом и музыкальным слухом у него развита способность чувствовать – себя и других людей, природу и время, настроение и событие. Не просто радоваться – а находить имя, образ, аналогию своему чувству. Для этого и нужна поэзия.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |